Россияне стали пить в 1,5 раза больше кваса
Устарело
На внутреннем рынке наметился тренд роста потребления традиционного
российского напитка – кваса.
Аналитики Россельхозбанка подсчитали, что в 2017
году россиянин в среднем выпивал 3,6 л кваса в год, а в 2022 году – уже 5,6 л.
Таким образом, потребление выросло в 1,5 раза.
Тенденция будет укрепляться за счёт популяризации здорового образа жизни, и
квас будет постепенно отвоёвывать рынок у сладких газированных напитков,
считают эксперты Россельхозбанка. По прогнозу Россельхозбанка, по итогам 2023
года потребление кваса может превысить 6 л на человека.
Производство кваса выросло с 56,2 тыс. дал в 2017 году до 87,3 тыс. дал в 2022
году.
Если посмотреть на график потребления кваса в России, то обращает на себя
внимание 2018 год – 5,3 л на душу населения. По мнению Центра отраслевой
экспертизы Россельхозбанка, такой пик связан с особенно жарким летом того
года: квас традиционно считается одним из главных «лекарств от перегрева».
Дополнительным фактором стал приезд, по данным Ростуризма, 3,4 млн
иностранных болельщиков, прибывших в Россию на чемпионат мира по футболу:
почему бы не попробовать местную прохладительную экзотику?
В 2020 и 2021 гг. лето также было жарким, однако во многих отраслях уже была
внедрена антиковидная модель дистанционной работы. Она защитила
переведённых на «удалёнку» сотрудников от воздействия жары в транспорте и на
улице и тем самым частично снизила спрос на прохладительные напитки.
В 2022 году сильным драйвером потребления кваса стало освобождение рынка от
привычных иностранных брендов сладких газированных напитков. В итоге на
каждого россиянина пришлось 5,6 л кваса – это рекорд за рассматриваемый
период.
Квас – не кола
С маркетинговой точки зрения, основным конкурентом кваса выступают сладкие
шипучие напитки. И квас, и различные виды колы позиционируются как безалкогольный прохладительный напиток. Пики потребления и кваса, и газировки
приходятся на весну и лето. Однако сейчас, по мнению Центра отраслевой
экспертизы, на выбор продуктов всё больше влияет здоровый образ жизни.
Так, по данным Министерства спорта, с 2016 по 2022 гг. почти на 40%
увеличилось количество жителей страны, систематически занимающихся
физической культурой и спортом. В регулярные занятия физической культурой и
спортом вовлечено 49,4% граждан России, то есть половина населения страны.
Такой тренд на ЗОЖ подкрепляет предположение, что всё больше людей уделяют
внимание тому, что они едят и пьют.
Если сравнить состав кваса и сладкой газировки, то обращает на себя внимание,
что в квасе содержатся витамины группы В, органические кислоты, некоторое
количество аминокислот, он в определённой степени полезен для пищеварения.
Где делают квас?
Производство кваса в России сосредоточено в регионах, где произрастают
зерновые – неотъемлемое сырье для производства напитка. На Приволжский
федеральный округ приходится порядка 45% производства, на Центральный –
30%, на третьем месте Сибирский с долей 12%. На Южный, Уральский, Северо-
Западный, Дальневосточный и Северо-Кавказский округа совокупно приходится
около четверти производства в стране.
Экспорт и итоги
В 2022 году Россия экспортировала порядка 40,4 тыс. дал кваса. Главные
потребители – Китай, Казахстан, а также страны Ближнего Востока. Если в случае
Казахстана драйвер – схожие пищевые кулинарные привычки, то в Китае сильна
привычка населения пробовать новые вкусы. Российское продовольствие в
Поднебесной популярно, причём это касается и продуктов, употребляемых не
столько для пропитания, сколько для вкуса: мороженое, шоколад, пиво, а также и
российские сладкие газированные напитки. Квас входит в этот ряд. В страны
Запада квас экспортировался, однако в небольших объёмах.
На внутреннем рынке квас ещё заметно отстаёт от других безалкогольных
напитков, в первую очередь газировки, по потреблению: на 1 л кваса приходилось
6,4 л прочих безалкогольных напитков в 2020 году, 5,8 л в 2021 году, 4,8 л в 2022
году. Однако сама тенденция сокращения отставания, подкреплённая ростом
производства в ответ на спрос, говорит в пользу хороших рыночных перспектив
кваса в России и на ряде экспортных направлений.
Таким образом, если рынок безалкогольных напитков на Западе до сих пор
неизменно характеризуется произведением Энди Уорхола «Три бутылки Кока-
Колы», то в России всё живее краски полотна «Мальчик, продающий квас»
Владимира Маковского.