Пивной рынок демонстрирует стабильность
Устарело
Несмотря на некоторое падение по итогам 9 месяцев, рынок пива и
слабоалкогольных напитков по-прежнему остается одним из самых устойчивых,
порождая тренды и успешно удерживая потребителей.
По данным ЕГАИС, по итогам трех кварталов 2023 года производство пива
сократилось на 1,45% (до 625,6 млн дал). По категориям: само пиво упало на 1%,
а пивные напитки – на 4,6%. Как заявил Росалкогольтабакконтроль, в среднем
показатели остаются стабильными, так как в 2022 году было некоторое
перепроизводство, связанное с попыткой импортозамещения.
Сами пивовары развивают версию о том, что снижение обусловлено высокой
административной нагрузкой, связанной с введением маркировки, особенно
ударившей по малым и средним предприятиям. Называются цифры убытков
отрасли порядка 2,6 млрд рублей, недополученных с акцизов. Разумеется,
представители ЦРПТ отрицают влияние маркировки на падение производства и
акцизные убытки, говоря о том, что как раз убытки от фальсификата на рынке
составляют 35 млрд рублей в год.
Пока пивовары сетуют на зарегулированность и падение продаж, аналитики
алкогольного рынка оставляют лидерство именно за пенным напитком. Так, по
высказыванию директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, «мы уже давно не водочная,
а пивная страна», так как в абсолютном объеме пиво составляет ⅔ всего объема
рынка спиртных напитков и перетекание потребителей из другого алкоголя в эту
категорию сохраняется.
Слова Дробиза подтверждаются и данными о продаже пива и пивных напитков,
которые увеличились за 9 месяцев 2023 года на 0,7% (собственно пиво на 0,9%) –
«народ наш пиво любит и любить будет». Данным статистики вторят специалисты
сети «Пив&Ко» (более 600 магазинов в 250 городах), в обзоре для портала
RETAILER указывающие на несколько причин стабильного интереса россиян к пиву: высокое качество и доступность отечественного продукта, разнообразие
сортов, чуткое реагирование отечественных пивоваров на мировые тренды. Не
страдает пивная розница и снижением ассортимента импортируемого пива.
Номинальный объем импорта несколько уменьшился из-за роста цен, говорит
представитель сети «Пив&Ко», но многообразие сохранилось на прежнем уровне.
Большое внимание пивная розница уделяет и собственному производству,
которое помогает удовлетворить растущий покупательский спрос на крафтовое
пиво.
В целом рост потребления пива и низкоградусной продукции – один из мировых
трендов, связанных с приверженностью к здоровому образу жизни. Российский
рынок вполне совпадает с мировым трендом, в чем легко можно убедиться,
побывав на крупнейшей российской продовольственной выставке «Продэкспо».